Внешняя политика Беларуси

С того момента как Беларусь была признана независимым государством, основополагающим моментом во внешней политике Беларуси являлся нейтралитет. В 1992 году был создан проект Концепция внешнеполитической деятельности республики Беларусь, который опубликовали только в 2001 году. Согласно этому проекту, были выделены основные принципы внешней политики. Среди них:

  • безопасность, разоружение,
  • экономическое, техническое сотрудничество с другими странами,
  • обеспечение экологической безопасности,
  • международное сотрудничество для решения проблем, связанных с Чернобылем,
  • гуманитарно-правовое направление,
  • участие в деятельности ООН и других международных организациях.

Концепция нейтралитета страны сохраняется до сегодняшнего дня, однако на данный момент в некоторой степени изменилось понимание понятия «нейтральности». Президент Лукашенко выделил главные направления внешней политики: многовекторность, добрососедство и прагматичное партнерство.

Многовекторная политика является приоритетным из-за географического положения страны между Центральной и Восточной Европой. В разные периоды истории республика участвует как в западных, так и восточных проектах. Промежуточное положение страны накладывает отпечаток и на экономику, культуру государства, где в различной степени смешиваются и восточные, и западные тенденции.

Отношения с Россией

Отношения РБ с Россией на данный момент характеризуются статусом союзнических. Беларусь входит в состав нескольких организаций, которые контролируются Россией: СНГ, Союзное государство РФ и РБ, ОДКБ, ЕАЭС. Две страны плотно сотрудничают по оборонной линии — у них существует Единая система ПВО, Единая группировка войск. Россия поставляет в Беларусь военную технику для армии. В РБ располагаются важнейшие российские военные объекты: РЛС «Волга» и 43-й узел связи ВМФ.

Большой интерес Беларусь представляет для России с точки зрения транзита. Она насчитывает несколько десятков представительств отдельных российских регионов, это положительно сказывается на экономической составляющей.

Российско-белорусское сотрудничество проявляется также в организации топливно-энергетических комплексов: были сформированы взаимовыгодные поставки энергоносителей. Все нефтеперерабатывающие предприятия Беларуси осуществляют свою деятельность на основе нефти из России. Экономика Беларуси во многом зависит от России посредством долгосрочных кредитов, займов, и также через нерыночные цены на энергоносители.

Благодаря тесному сотрудничеству с РФ Беларусь имеет возможность реализовать проекты на российском рынке или через стран-участниц ЕврАзЭс, получить доступ к энергоресурсам по низкой стоимости, а также обеспечивают внешнеполитическую поддержку Москвы.

Несколько раз происходили серьезные столкновения интересов между РФ и РБ. Так, например, потерпел крах проект внедрения единой валюты союзного государства России и Беларуси. Страны не смогли прийти к компромиссу, в результате РБ вынуждена была выполнить глобальную приватизацию, пересмотреть социальную политику.

Также следует упомянуть о так называемой «газовой войне», в основе которой стал проект создания общего газотранспортного консорциума. Самым кризисным периодом между Россией и Белоруссией стал 2008-2010 года: запрет Роспотребнадзора на поставку молочной продукции, сократился экспорт российской нефти через Беларусь. Из-за ситуации на Украине 2014 году Беларусь не оказала поддержки в отношении военно-политических и экономических мер России к Украине.

Отношение со странами ЕС и НАТО

На протяжении длительного времени Беларусь проявляла активные попытки взаимодействия с Европейским Союзом и Организацией Североатлантического Договора. Одной из инициатив, предложенных белорусским МИД, являлась развитие программы партнерства республики с ЕС, развитие сотрудничества в рамках «Северного измерения», развитие торговых отношений с ЕС.

Наиболее благоприятно складываются отношения с такими странами, как Германия, Польша, Литва, Латвия, Италия, Франция, Бельгия. С ними налажены торгово-экономические связи, совпадают интересы по вопросам борьбы с преступностью, трансграничного сотрудничества, экологической обстановки и пр.

Сближение с Североатлантическим Альянсом начало происходить только в последние несколько лет, причем весьма медленно. До этого в период 2000-2010гг. из-за демократических реформ Лукашенко НАТО, как и ЕС сократили число встреч с руководством страны.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*