США vs Беларусь: чья система здравоохранения лучше?

Система здравоохранения – важнейшая составляющая государственного механизма. Показатель ее эффективности определяет способность страны гарантировать своему населению качественную и своевременную медицинскую помощь. Как оказалось, в обеспеченных странах люди болеют не реже, чем в развивающихся. Так есть ли связь между уровнем средств, выделяемых на здравоохранение, и способностью государства поддерживать здоровье нации? На первый взгляд ответ очевиден, но пример Беларусь-США заставляет воздержаться от однозначного вывода.

Рейтинг агентства Bloomberg

США является бесспорным лидером на экономической карте мира, однако выделяя значительные суммы в здравоохранительный сектор супердержава не обеспечивает свое население медицинской поддержкой в необходимом объеме. Американское агентство Bloomberg, поставщик финансово-экономических данных для участников рынка, каждый год оценивает системы здравоохранения стран на предмет соответствия результата вложенным в здравоохранение средствам. Рейтинг, составленный за 2014 год, выглядит следующим образом — https://www.doktorisrael.ru/самые-эффективные-системы-здравоохр/ , где США занимает лишь 44-ю позицию, отставая от Беларуси на 2 позиции (42-е место).

Итоговые данные составлены по материалам ВОЗ, ООН и Всемирного банка.

Рейтинг формируется на основе трех критериев, являющихся базовыми и которые служат своего рода фильтром претендентов на первенство:

  1. средняя продолжительность жизни мужского и женского населения страны;
  2. расходы государства на поддержание здравоохранительной системы, измеряемые в процентном отношении к ВВП;
  3. сумма, приходящаяся на поддержание здоровья 1-го человека.

К оцениванию допускаются страны, где проживает не менее 5 млн. чел., ВВП — не ниже 5 тыс. долл. на 1 человека в год и с продолжительностью жизни не менее 70 лет. Как правило, ежегодный рейтинговый список состоит из 50-55 государств.

По данным агентства за два последних года позиции рассматриваемых стран в рейтинге практически не изменились: Соединенные Штаты практически замыкают список рейтинга — 50-я позиция из 55, в то время как Беларусь заняла 48-е место. Расходы на медицинское обеспечение в Беларуси составляют 5,7% ВВП, или 450 долл. на душу населения. В среднем белорусы живут 73 года. Интересный факт: крупнейшая экономика мира больше всех расходует на здравоохранение – 17% ВВП, т. е. почти 9500 долл. на 1 человека! При этом средняя продолжительность жизни американцев всего 79 лет – далеко не лучший показатель по сравнению с лидерами списка.

Эффективность здравоохранения и уровень медицины – не одно и то же!

Соединенные Штаты – единственная из наиболее развитых стран мира, где для части населения медицинская помощь практически недоступна. Несмотря на весомый вклад США в мировую медицину, миллионы американцев лишены даже элементарных медицинских услуг из-за несовершенства системы медицинского страхования и высокой стоимости лечения. Перепись населения США от 2009 года показала, что без медицинской страховки приходится обходиться около 50,7 миллионам граждан — 16,7% населения США. А 30% граждан получают медицинскую помощь не в полном объѐме.

Вместе с тем, в Соединенных Штатах проводится невероятное количество успешных научных исследований, медицинские учреждения оснащены самым высокотехнологичным оборудованием, обеспечены лекарствами нового поколения. Отдельного слова заслуживает высококвалифицированный кадровый состав. Наибольшее число нобелевских лауреатов последних лет – выходцы из США либо приглашенные для работы в Штатах специалисты. Благодаря заслугам американских фармацевтов с 2000 года разработано рекордное количество эффективных медпрепаратов, общая доля которых в мировой фармакологии составляет 50%. Гонорары американских врачей намного выше, чем у их зарубежных коллег, как и мотивация профессионально развиваться. Медицинские услуги, предоставляемые в США, строго регламентированы законодательством, а потому система качества оказываемой помощи здесь на высоте. Факт врачебной ошибки, если таковая была, пациенту помогает установить специально назначенный адвокат. Иногда дела заканчиваются выплатой крупных компенсаций в пользу пациента.

Что ждет тяжелобольных пациентов в Беларуси?

Хоть Беларусь и опережает США в упомянутом рейтинге, но, когда речь заходит о высоких стандартах медицины и возможностях (не только технических, но и профессиональных), помощи в тяжелых случаях, дальнейшие сравнения становятся неуместны. Среди других стран постсоветского блока Беларусь с большим отрывом вырвалась вперед по качеству медобслуживания, но существенно проигрывает Соединенным Штатам. Разница особенно ощутима, когда речь идет о лечении сложных заболеваний и процедурах, которые пока недоступны в нашей стране.

Белорусское правительство не отрицает проблему и даже пытается решить ее на государственном уровне. Согласно закону «О здравоохранении” в случае, если на родине помочь пациенту не представляется возможным, у больного есть шанс пройти курс лечения за границей полностью или частично за бюджетные средства. Но с 2012 года по настоящее время “официальное направление” государства лечиться за рубежом получили только 164 пациента из 427, обратившихся в белорусский Минздрав. И всего 66 человек за этот же временной промежуток лечились за границей полностью за счет государства.

Нет сомнений, что в лечении за рубежом нуждается намного больше наших соотечественников, о чем свидетельствуют данные и благотворительных организаций, и компаний медицинского туризма других стран, организующих лечение белорусов на базе своих клиник. Только DoktorIsrael, один из ведущих провайдеров медицинских услуг в Израиле, за 2017-2018 гг. организовал лечение для 268 наших граждан. Государство не в силах помочь всем, и медицинский туризм становится единственной возможностью сохранить здоровье, не теряя драгоценного времени, пока более совершенные методы терапии еще будут эффективны.

Комиссия, которая принимает решение о целесообразности финансировать лечение больного за границей, в первую очередь выясняет, какие методы лечения болезни предлагают в той или иной клинике мира, оценивает их эффективность, собирает статистику выживаемости после них. Если больше пяти лет — возможно, помощь будет предоставлена, если нет — государственная служба не видит смысла тратить деньги “впустую”. Основная причина отказа: “У нас почти не осталось неисследованных болезней, значительная часть операций проводится в Беларуси, а специалисты постоянно повышают квалификацию в зарубежных клиниках”. Все это справедливо, но беда в том, что в тяжелых случаях и при недостатке опыта лечения редких патологий, наши специалисты не могут гарантировать благоприятный исход предстоящего вмешательства.

Так, родители малышки Жени Романович из Постав, которой диагностирован достаточной редкий вид патологии позвоночника — spina bifida (расщепление позвоночника) в интервью  одному из изданий признались:

«Никто из врачей не представляет, чем может закончиться операция. Нам в нейрохирургии прямо сказали, что никто ничего обещать не будет. Потому что операция очень серьезная и неизвестно как она пройдет. В общем, ребенку требовалась микронейрохирургическая операция, а у нас попросту нет микронейрохирургов, а только нейрохирурги.”

И историй о том, что «это лечится и у нас, но гарантий нет», немало. Естественно, что, столкнувшись с бедой, родители детей и взрослые не готовы сдаваться и ищут лучшие для себя решения. И чаще всего находят спасение в клиниках Германии и Израиля, поскольку при одинаковом с США качестве медицинской помощи, ее стоимость будет на порядок дешевле.

Успехи белорусского медицинского сектора

Тем не менее, при существующих сложностях система здравоохранения Беларуси занимает лидирующие позиции в СНГ. В первую очередь это касается качества и доступности медицинских услуг. Мы даже наладили свою сферу медицинского туризма и принимаем на лечение иностранных пациентов, более подробно об этом читайте здесь. Существенно улучшилась медико-демографическая статистика: снизилась младенческая, материнская и общая смертность, снизилась летальность после инфарктов миокарда, значительно реже фиксируются инфекционные заболевания. Увеличивается число высокотехнологичных оперативных вмешательств.

Со времен становления Беларуси в качестве независимого государства ее система здравоохранения подверглась множеству качественных изменений. Но основной принцип общедоступности медицинских услуг на безоплатной основе остается неизменным. Медицинская помощь по-прежнему предоставляется государственными медучреждениями по принципу территориальной принадлежности пациента. В отношении реформирования устаревшей системы здравоохранения государство выбрало сдержанную политику поэтапных изменений вместо радикальных реформ. Государство несет полную ответственность за качественное функционирование медицинской сферы. Стоит отметить, что медицинское обеспечение в Беларуси практически полностью возложено на государственный сектор — количество частных поставщиков медицинских услуг ограничено.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*